В Российском новом университете обсудили перспективы цифровой трансформации вузов

Дата: 
19.05.2022

В Российском новом университете (РосНОУ) состоялось совместное заседание Экспертных советов по информационным технологиям в сфере образования и науки и по негосударственному образованию и государственно-частному партнёрству в сфере образования при Комитете Государственной Думы по науке и высшему образованию.

Открыл заседание куратор Экспертного совета, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Олег Николаевич Смолин.

Главными в повестке заседания стали темы электронного обучения и государственной поддержки негосударственных вузов в условиях санкционного давления.

Заместитель председателя Экспертного совета, заместитель декана факультета государственного управления по общим вопросам Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Павел Евгеньевич Кондрашов проанализировал процесс цифровой трансформации в российских вузах:

"— В будущем университет станет «цифровым» и будет напоминать современный многофункциональный центр в расширенном виде: в нём будут сфокусированы и кадровые вопросы, и отчётность о результатах научной деятельности, и финансовое сопровождение, и колоссальное производство цифровых сервисов и ресурсов для студентов и преподавателей."

Павел Евгеньевич Кондрашов
Заместитель декана факультета государственного управления по общим вопросам МГУ им. М. В. Ломоносова

Зампредседателя Экспертного совета затронул глобальные проблемы «цифрового» перехода в высшем образовании: разработку отечественного программного обеспечения, дефицит IT-специалистов, невозможность получить по окончании вуза полноценного работника, способного решать реальные производственные и бизнес-задачи, нехватку IT-кадров именно в сфере образования, в которой сегодня заняты 40 тысяч IT-специалистов и продолжается сокращение их численности.

Он заметил, что все эти вопросы отсутствуют в дискурсе по цифровизации, и «решение вузом задач по его цифровизации — проблема самого вуза». Эксперт предложил направить в Минобрнауки России предложения по созданию программы цифровизации системы образования.

Председатель Экспертного совета по негосударственному образованию и государственно-частному партнёрству в сфере образования, ректор РосНОУ Владимир Алексеевич Зернов высказал консолидированную точку зрения профессионального сообщества по системным проблемам сферы образования. Он отметил, что у российского образования — свой путь преодоления кризиса в современных условиях, и прежде всего необходимо «расшить» узкие места: несоответствие оценки деятельности вуза государством и международными рейтингами, диссонанс между «индикаторами» публикационной активности и реально создаваемыми технологиями, ограничение дохода вуза от интеллектуальной и иной собственности 10-ю процентами, ограничение участия негосударственных вузов в целевом приёме, отсутствие чёткого и прозрачного механизма поддержки научных школ, решающих задачи прикладного значения и участвующих в создании технологий для промышленности, крайне слабая конкурентная среда в образовании.

Он поддержал идею создания государственной программы, обеспечивающей цифровизацию вузов и перевод образовательного процесса на отечественные программные решения и продукты. При этом уточнил, что такая программа «должна предоставляться вузам в лизинг независимо от формы учредительства, по льготной ставке». Рассматривая вопрос подготовки IT-специалистов, он заявил, что «при идеальном раскладе, подготавливать их в магистратуре необходимо за 1,5 — 2 года».

Заместитель председателя Экспертного совета, президент Консорциума «Электронный университет» Владимир Павлович Тихомиров заметил, что с электронным обучением ситуация у вузов очень сложная, а результат многолетней работы в области информационных технологий в образовании оставляет желать лучшего: «кроме программы Zoom, у нас ничего нет».

Проблема обостряется из-за того, что Россия исключена из всех международных организаций, внедряющих информационные технологии в сферу образования, и создавать для себя «цифровую» инфраструктуру отечественным вузам придётся самостоятельно. При этом, финансирования на эту масштабную работу нет, а IT-корпорации, которые могли бы её выполнить, не заинтересованы в сотрудничестве с вузами.

Затронул он и вопрос необходимости пересмотра статей закона об образовании, создания новых нормативных документов: статья № 16 закона не изменялась с 2012 года, а с того времени развитие технологий шагнуло далеко вперёд.

Ректор Международного юридического института, почётный работник юстиции России Николай Александрович Жильцов поддержал высказанную идею о пересмотре закона об образовании «с учётом требований завтрашнего дня и с позиции автономности вуза». Для стимулирования интереса российских IT-компаний к решению задач высшей школы он предложил «ввести налоговые преференции для тех, кто работает с университетами». Была выдвинута и идея вузовской кооперации «с целью использования собственных средств для обучения преподавателей и персонала».

Президент Современной гуманитарной академии Михаил Петрович Карпенко присоединился к мнению, что университетам необходима большая автономность:

"— Вузы должны иметь больше свободы, чтобы соревноваться, развиваться, неравенство условий препятствует этому. Именно частные вузы, которым не дают бюджетных мест, двигают науку и образование."

Михаил Петрович Карпенко
Президент Современной гуманитарной академии

 При этом он отметил, что качественного электронного обучения на сегодняшний день нет ни у одного российского вуза.

Участники обсудили круг проблем, связанных с отсутствием отечественных программных продуктов-импортозаместителей, отсутствием управления методологией цифровизации вузов, неготовностью профессорско-преподавательского состава к цифровому переходу, и наметили пути их решения. Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Алексей Николаевич Левченко подчеркнул актуальность обсуждаемых вопросов и заявил о готовности ведомства решать их совместно с профессиональным сообществом.